Заказчик и дизайнер.

Противостояние “дизайнер vs клиент” – общеизвестное. Не берусь судить, сколько ему лет (дизайн пока в эпохальную шкалу веков не входит), но состояние это прочное и непримиримое. Хотя, казалось бы, каждый из этой связки обеспечивает существование другого: клиент финансово питает дизайнера, дизайнер создает красивую оболочку тому, что продвигает бизнес клиента и таким способом, опосредованно, “подкармливает” клиента.

Но, видимо, гармоничный союз возможен лишь у противоположностей, и в единстве клиент-дизайнер эмоциональный накал и взаимное неприятие находятся на уровне верхних делений термометра. Впрочем, драматизировать ситуацию не стоит. Интереснее – другое: как лучше дизайнеру реагировать на мнение клиента? Естественно, я пытаюсь касаться ситуации спорной, когда дизайнер категорически не воспринимает пожелания/критику/наезды (каждый творческий специалист дает свое определение активности клиента по изменению дизайнерской нетленки).

В чем вообще корень разнополярности позиций клиента и дизайнера? В том, что оба потенциально считают себя большими специалистами относительно друг друга. Отношения партнерские, когда заказчик доверяет дизайнеру и дизайнер доверяет заказчику, не встретишь повсеместно. Они редки – такова уж реальность. “Что он вообще понимает в дизайне?” – самое мягкое выражение, которое следует за информацией менеджера о необходимости внести изменения в дизайн.

Клиент (среднестатистический) действительно мало, что понимает в дизайне. Это и плюс, и минус. Плюс в том, что, не разбираясь в дизайне, технологии полиграфии или интернете, он обращается к сторонней компании. И кормит ее. Минус, что клиент чаще всего не готов признаться в этом самому себе. И напрасно.

Заказчик имеет право быть неудовлетворенным дизайн-макетом. Да, это его законное право. Поскольку дизайн – это единица не мерная (увы, ни килограммами, ни квадратными метрами ее не вымеряешь), то аргумент “нравится-не нравится” является вполне достаточным для оценки работы дизайнера. Я уже писал ранее, стоит ли клиенту прислушиваться к мнению дизайнера. Взглянем на ситуацию с позиции другой стороны.

Однозначный ответ: “Прислушиваться и соглашаться” существует лишь в раскладе, когда, кроме как согласиться, иных вариантов нет. Расклад непродуктивный и чаще всего он инициирован чрезвычайной упертостью заказчика или изначальной установкой на доминирование авторитарного мнения клиента над всеми возможными разумными доводами.
Здесь все ясно: дизайнер соглашается и делает, как угодно клиенту.

Менее острая ситуация, без давления авторитета при адекватной гибкости во взаимоотношениях обеих сторон. На мой взгляд, дизайнер и в этом случае должен прислушиваться к мнению заказчика. Но только прислушиваться. В моей практике, было много случаев, когда мнение клиента оказывалось вполне точным и улучшающим дизайн. Это, с одной стороны, эффект стороннего взгляда, с другой – более точное понимание конечной аудитории, которая будет потреблять дизайнерский продукт. Еще случается так, что в дизайнерской работе есть некоторые неровности, шероховатости, осознаваемые дизайнером, но отложенные на будущее (или ввиду дедлайна оставленные as is, как есть) в надежде, что с ними макет пройдет утверждение. Эффект получается психологически сложный для дизайнера, если клиент указывает именно на эти недостатки работы. Я бы рекомендовал в этом случае исполнителю быть честным перед собой и не вставать, что говорится, “на дыбы”.

Если дизайнер прислушивается к мнению клиента, но имеет объективные контр-аргументы защиты своей позиции, то, согласно моему опыту, возможно найти и взаимоприемлимый компромисс. В большинстве случаев, результатом таких компромиссов будет более качественная работа. Но, к сожалению, не всегда.

Эта запись была опубликована в рубрике Статьи о веб-дизайне. и отмечена метками , , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.